Малова Любовь Викторовна, воспитатель

Консультация для родителей «Знакомство с окружающим миром через дидактические игры»

Знакомство с окружающим миром через дидактические игры

(консультация для родителей)

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное познание окружающего мира, помочь узнать связь между предметами и явлениями позволит игра. У дошкольников благодаря познавательной активности происходит зарождение первичного образа мира . А от сюда:

1. познавательные процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание, память);

2. информация (опыт и достижения, накопленные людьми);

3. отношение к миру (эмоциональная реакция на объекты, предметы, явления и события мира).

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Как же сочетать усилия взрослого и самостоятельность детей при проведении дидактических игр? Прежде всего необходимо приготовить нужный материал. Не старайтесь все сделать сами, привлекайте детей. Они могут заранее подобрать нужные картинки, может быть, даже нарисовать их, смастерить необходимые эмблемы, символы. Во время подготовки материала обсуждайте с детьми игровое задание, правила, ход игры. Важно, чтобы дети четко уяснили себе, что надо сделать, какого результата надо достичь игровыми действиями.

В какие игры  вы можете поиграть дома:

Дидактическая игра для дошкольников «Четвертый лишний»

Данная дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Четвертый лишний»представляет собой набор дидактических карточек для использования дома и в детском саду.

Цель игры:

Развитие мышления и внимания дошкольников.

Развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку

Ход игры:

Можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей.

Распечатать предлагаемые дидактические карточки, на которых находятся 4 разных изображения (живые и неживые предметы).

Ребенку предлагается любая из карточек. Он должен посмотреть и выделить среди рисунков карточки, три из которых классифицируются по одному признаку, один лишний предмет, который не подходит под единую классификацию.

Ребенок должен объяснить свой выбор.

Например, представлена карточка, на которой находятся рисунки кошки, щенка, тигра, теленка. Ребенок должен выделить лишнее животное-тигра. Остальных должен классифицировать как домашних животных.

b32e40103455362c7e3cdb6240462b82.jpg

Игра «Назови свойства материалов»

Цель: Учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением.
Демонстрационный материал к игре: образцы различных на ощупь материалов, зашитые в квадратики разной на ощупь ткани.
Дайте каждому ребенку поиграть с квадратиками, ощупать их. Поговорите с детьми о различных свойствах материалов: твердые они или мягкие, гладкие или шершавые... Когда дети запомнят свои ощущения, возникающие при осязательном восприятии различных типов поверхностей, смешайте квадратики и дайте каждому ребенку по одному образцу. Смогут ли они подобрать пару для этого образца? Конечно, дети смогут ориентироваться не только с помощью осязательных ощущений, но и с помощью зрения. Но на начальном этапе это не помешает, так как дети смогут обрести уверенность в своих силах.
Затем можно усложнить задачу. Пусть дети попробуют подобрать «двойников» вслепую. В данном случае они будут ориентироваться, целиком опираясь на осязательное восприятие. Давая это задание, попросите детей называть свойства материалов: твердый, мягкий, гладкий, шершавый.

0d8a8d6f7ce9161dbd982c2f2db502ab.jpg

Дидактическая игра «Части суток» предназначена для детей 6-7 лет (подготовительная группа).

В процессе организации и проведении дидактической игры, солнышко предлагает детям различные задания с математическим содержанием, где дети на наглядной основе получают первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, пространстве и времени.

 11dcfc329615d7c46621187c7c3d2987.jpg

Игра «Подбери лепесток»
Цель:
Обогащение словаря ребенка.

bb808859ff27f083b5cd90d5904478e8.jpg
Задачи:
1.Учить правильно называть изображение на картинке,
2.Учить работать с символами, правильно употреблять в речи глаголы,
3.Развивать память, внимание, мышление,
4.Расширять кругозор,
5.Воспитывать любовь и уважение к окружающей среде.

Материалы для изготовления игры:
1.Картон для основы,
2.Самоклейка или цветной картон,
3.Выстриженные картинки из журналов,
4.Карандаш, клей, ножницы.

Дальше работаем с основой, к которой в последствии будем подставлять лепестки. В центр прямоугольника приклеиваем картинку с символом, означающим какое - либо действие: «летает», «ходит», «плавает», «ползает», «пищит», «ныряет», "скачет", и т.д. Символ Вы можете придумать сами, но так, чтобы ребенок его смог сразу «схватить».

5e758aa237ff57d8602099b86bb673a5.jpg


А дальше Вы можете начинать игру.
1. Педагог поясняет ребенку, что обозначают символы на прямоугольниках, ребенок самостоятельно повторяет.
2. Ребенок узнает символ в прямоугольнике.
3. Выбирает те лепестки, изображения которых могут выполнять заданное действие.

9f7cb2190eda29fef863af8285d5e864.jpg

Дидактическая игра “Занимательный круг” для детей средней и старшей группы

Цель игры: развивать грамматический строй речи у детей 4-6 лет (словоизменение существительных, прилагательных, числительных).

Дидактические задачи:

формировать умение согласовывать числительные (от 1 до 6) с существительными в роде и числе;закреплять умение согласовывать прилагательные (желтый, красный, оранжевый, фиолетовый, белый, коричневый, зеленый, синий, розовый, голубой) с существительными в роде и числе;расширять и пополнять активный словарь детей названиями животных и птиц;активизировать зрительную и речевую активность детей.
16f26ee83a3e6c05d7bfcd9339b7cb15.jpg

Игровой материал и оборудование: деревянный круг со стрелкой, цветными кругами и кругами с цифрами, цветные картинки с изображением животных и птиц, теневые картинки с изображением животных и птиц, подставки для картинок, жетоны-«яблочки» для поощрения.

Игровые правила: в игре участвуют от 3 до 10 игроков. Перед участниками расположены перевернутые картинки с изображением животных и птиц, деревянный круг со стрелкой — «барабан». Игрокам по очереди предлагается вытянуть любую картинку животного или птицы, назвать ее, после чего поставить ее на подставку и покрутить «барабан».

Стрелка останавливается на определенном секторе с цифрой. Играющий должен правильно соотнести существительное (название животного на карточке) и числительное (цифру на секторе «барабана»). Например: еж — три ежа.

Далее в игру вступает другой игрок, который также называет, что изображено у него на карточке, крутит «барабан», затем соотносит цифру и изображение. За каждый правильный ответ игроки получают призы — «яблочки» — жетоны. Выигрывает тот, кто в конце игры соберет больше «яблочек».

Усложнение игровых правил: в игре также участвуют от 3 до 10 игроков. Перед участниками расположены перевернутые теневые картинки с изображением животных и птиц, деревянный круг со стрелкой — «барабан». Игрокам по очереди предлагается вытянуть любую картинку животного или птицы, назвать ее, после чего поставить ее на подставку и покрутить «барабан».

В данном варианте игры участникам необходимо обращать внимание не только на цифру, но и на цвет сектора. Например: корова — три коричневых коровы и т.д. За каждый правильный ответ игроки получают призы — «яблочки» — жетоны. Выигрывает тот, кто в конце игры соберет больше «яблочек».

Игровые действия: вращение игровой стрелки, правильное соотнесение карточки с изображением животного (птицы) с цифрой (и цветом) выпавшего на деревянном круге сектора.

Транспорт: что плавает, летает, едет?

Дидактическая игра для знакомства и закрепления знаний дошкольников о видах транспорта, умения классифицировать транспорт по видам, активизирования словарь детей названиями наземных, водных, воздушных транспортных средств.

1fe6b411a2c46b7ef9f503dbe46893c8.jpg


Дидактический набор состоит из поля, разделенного на 3 части, с изображением неба с облаками, моря и дороги, и картинок с транспортом. Распечатайте и подготовьте материал, разложите картинки а столе. Объясните ребенку, что существуют разные виды транспорта – те которые летают в небе, ездят по дорогам или плавают по воде. Доставайте по очереди картинки и перемещайте их на нужное поле: «Это корабль, он плавает, относится к водному транспорту».

Дидактическая игра "Кто что ест?",

d9d326d65e3d862a9d3b6e26aa5669b2.jpg





 938a6169c298687d898e4aac10f1affc.jpg

Играйте с детьми с удовольствием!

11 января 2022 в 12:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.